О том, как правильно оценить износ протектора знать необходимо. Такие знания могут пригодиться, как и при принятии решения о замене резины на новую, так и при приобретении б/у покрышек.
Как измерить высоту протектора?
На самом деле это не так уж и сложно. Для этого подойдёт линейка с глубинометром или штангенциркуль. Высота протектора измеряется минимум в шести точках, а лучше в девяти. Сначала делаются измерения по центру, потом с обоих краев, а также в нескольких точках по окружности шины. Высота протектора должна быть во всех точках одинакова. Разница в высоте, говорит о неравномерном износе.
Насколько изношена шина?
Одним из самых распространённых критериев, по которому определяется пригодность шины к использованию – это высота протектора. Также по этому критерию обычно назначают цену. Конечно же, этот показатель, безусловно, имеет большое значение. Но часто не учитывается тот фактор, что протектора на разных шинах изначально имеют разную высоту, когда они новые. А также у них разная высота предельного износа.
Для сравнения можно взять два типа шин летнюю и зимнюю. Летняя резина имеет, как правило, более низкий протектор и изготавливается из более твёрдой резины. С зимней резиной наоборот, протектор – более высокий, резина – более мягкая. Исходя из этого, средняя высота протектора в первом случае составляет от 6 до 8 мм. Во втором — от 9 до 11 мм. Также стоит учитывать то, что зимняя резина, так как она мягче, изнашивается быстрее. Для неё более важны наличие и качество поперечных ламелей в шашках протектора. В летней резине главное просто наличие протектора.
Учитывая все вышеизложенные факторы, в сухом остатке получаем следующее. Если летняя шина имеет износ протектора 50%, то она ещё может рассматриваться как шина пригодная к эксплуатированию. А вот зимняя шина с износом протектора в 50%, если у неё практически стёрты ламели и высота протектора составляет около 5 мм, уже не может использоваться для безопасной эксплуатации. На большую высоту протектора, в сравнении с летней резиной, для зимних условий она уже не подходит.
Неравномерный износ протектора.
Есть несколько вариантов неравномерного износа, и каждый указывает на определенную проблему:
1. Шина изношена по центру больше, чем по краям. Говорит о том, что шина долгое время была перекачана. Это негативно сказывается на общем ресурсе шины, так что не стоит приобретать такую.
2. Шина больше изношена по краям, чем по центру. Говорит о том, что шина постоянно недокачивалась. Ездит на неё ещё можно. Но износ протектора считается по минимальному показателю.
3. Неравномерный износ по ширине. То есть больше всего изношен один из краев шины. Скорее всего, проблема с подвеской авто, неправильная регулировка развала. Если такую шину установить на исправный автомобиль, то у неё некоторое время будет плохое сцепление с дорогой, пока не сравняется износ.
4. Протектор изношен неравномерно по окружности колеса. Тут имели место экстремальные разгоны или торможения. Соответственно были разные температурные режимы, что негативно повлияло на состояние и структуры резины. К тому же такие шины обычно имеют статический дисбаланс, что плохо сказывается на подвеске. Такие шины лучше не приобретать или выкинуть.
5. Разный износ на двух шинах из одной пары, то есть с одной оси. Сразу нужно обратить внимание на номера партии и даты производства. Скорее всего, эта пара была собрана из запасных колес. Если даты совпали, то имеют место неисправности с подвеской. Не стоит дальше эксплуатировать эти шины или приобретать их, если разница в износе превышает миллиметр, так как это может послужить причиной неконтролируемого заноса, если такая пара будет установлена спереди.